БИ-2

На данный момент слово БИ-2 не вызовет не у кого удивления на лице (разве что у “румяных домохозяек” которые за всю свою жизнь слышали только про Кабзона и Пугачёву).  А лет так пятнадцать назад о БИ-2 слышали только друзья и родственники двух пацанов Льва(Лёвы) и Александра(Шуры).

Отцами основателями группы были именно эти два тогда ещё пацана: Шура (музыка, гитара, бек-вокал) и Лёва (тексты, гитара, вокал).

История возникновения БИ-2 очень насыщена всякими приключениями. Так как наши герои просто не терпели оседлого образа жизни. И эту историю можно разделить на три этапа (по географическому признаку): белорусский, израильский и австралийский.

Вся история началась именно в Белоруссии.

В 1988 году закрыли театральную студию Ронт” в которой наши герои пробывали себя в актёрском мастерстве и играли там для трудных подростков Ионеско "Лысую певицу", Беккета "В ожидании беды" и прочих "заморских" драматургов, далеких от соц-реализма. 

После продолжительных поисков работы Шура стал завхозом  ДК Шинного комбината, руководство которого сказало: “Вот вам инструменты и помещение и можете репетировать сколько хотите но за это будете выполнять некоторые наши поручения в виде "шефских" концертов”. Лёва к тому моменту как раз закончил школу... Поэтому репетировали много и в свое удовольствие. Песни писались быстро, а выступления проходили весело, потому, как состав группы уже насчитывал порядка 10-15 лиц. Самым колоритным был солист, который недавно вышел из колонии для несовершеннолетних преступников. "Он пришел к нам и сказал: "Я буду у вас петь", - вспоминает Шура. Голос у него был еще ничего, а вот внешность... Весь в наколках...". Ему определили место "панка" и объяснили, что это такое: "Это такие крутые пацаны, которые ходят в галифе, в сапогах, на всех "забивают" и девчонок у них просто до балды".

В 1989 году "Би-2" сыграли свой первый большой концерт 10 ноября, в день милиции. Особенно веселился тот самый солист, который попал в тюрьму за избиение милиционера. Правда, к тому моменту он уже ходил в статусе "друга группы", поскольку петь стал Лёва. "Когда Лёва стал приносить свои песни, я сказал: “Лучше тебя этого никто не споет”, - вспоминает Шура. "Мы были припанкованной группой. Мы играли (ассоциативно) что-то вроде Police, такой "панк-рок" с дудками, танцорами, а тексты - остро социальные или остро сексуальные", - рассказывает Шура. "Шоу начиналось с того, что на сцену вытаскивали гроб, и я вылезал оттуда в прострелянной, окровавленной рубашке, да еще и с подушкой, которую тут же рвал. Вся публика моментально "оперялась", - добавляет Лёва.

Так объездили всю Белорусскую ССР. Играли на разных, уже не подпольных, рок-фестивалях. Например, на Первом панк-рок-съезде в Могилеве "Би-2" заняла первое место. А потом Союз стал надоедать и в те времена в “Совке” особо неразкрутишся. И к 1990 году  "Мы поняли, что в Белоруссии реализоваться по-настоящему невозможно", - сообщает Шура. А на то время уже почти все друзья Шуры уехали в Израиль. И мы поняли пора действовать.

И в 1991 году Шура уехал в Израиль. В 1992 году к нему приехал Лёва. Случайно на улице они встретили приятеля-музыканта и стали репетировать дальше. В этот период наши герои приобрели массу замечательных по своей неожиданности специальностей. Одна из них была на стройке, которая велась на берегу моря. “На этой стройке работал кран который ездил по рельсам и однажды когда мы с Лёвой решили перекурить и арматуру которую носили положили на эти рельсы. И когда кран наехал, на эту арматуру мы услышали громкий крик и увидели, что кран начинает падать,  потом на время застыл в воздухе и стал на своё место” - поведал Шура. Так они потеряли очередную работу. Они играли на разных вечеринках, и среди этих акустических концертов пришло ощущение, что нужно продолжать пробиваться. Однако, Израиль - страна маленькая... И в такой стране очень трудно раскрутиться. "Там живет пять миллионов человек, из них миллион - русских. Такая страна может выдержать лишь 5-6 больших групп, а не маленьким музыкантам там вообще делать нечего", - говорит Лёва. Однако пара-тройка фестивалей все-таки была обработана. Несмотря на то, что выступало там более 30 русскоязычных групп, имена участников никому ничего не скажут. Однако, все же в 1992 году на одном из русскоязычных рок-форумов "Би-2" завоевали Приз зрительских симпатий. Связь с Родиной поддерживались через российских гастролеров. Ходили на "Аукцион", "Аквариум", "Машину Времени". Но возвращаться в загнивающий “Совок” им не хотелось.

Однажды утром 1995 года "как со стаей птиц бескрылых Шуру занесло" в Австралию. Зато стал звонить и рассказывать: "Да тут все играют - куда не зайди, в любом пабе, в каждом клубе! Приезжай сюда, здесь атмосфера сумасшедшая!", - вспоминает Лёва. И пока этот герой готовился к отъезду, тот вливался в рок-н-ролльную жизнь зеленого материка. "В качестве приглашенного музыканта я успел поиграть в самых разных составах - и джазовых, и готических, и этнических", - сообщает Шура. А потом Шура стал звонить Лёве и все настойчивее требовать его приехать. Они делали песни по телефону, а также - с помощью не электронной почты. Шура отправлял Лёве музыку, а тот присылал тексты. Потихоньку в Австралии подбирался новый состав "Би-2". Сначала появилась клавишница Виктория "Победа" Билоган - выпускница Консерватории, которая училась в Мельбурне в аспирантуре. Потом нашли ударника - Serge Petrone. Затем еще пара-тройка музыкантов: Peter Woodrobe – бас, Serge Petrone - ударные.

Итак, началась запись альбома "Бесполая и грустная любовь".  

“Большую часть этого диска мы записали с человеком (James Kilpatrick), который делал порядка 6 альбомов для Midnight Oil. Я тогда все время ходил по студиям, искал, открывал для себя истинное значение звука. Ведь раньше как считали - взял, записал на два канала - вот тебе и звук...” – рассказал Шура. После записи альбома Шура уехал на родину.   

В 1997-98 годы записывали пластинку на ESPY Recorders. Параллельно с этим Шура стал писать скромные репортажи с разных концертов для питерского FUZZ'а. В качестве корреспондента музыканту даже удалось пообщаться со Стингом. Шура, кстати, очень этим гордится. Вскоре альбом был закончен и к Шуре приехал Лёва. Стали обзванивать российские рекорд-компании. Демо-запись была отправлена всем, откликнулись только Rec Records и A-Ram. С последними был подписан контракт на выпуск. Тираж компакт-дисков "Бесполая и грустная любовь" отпечатали в Германии, на заводе Sonopress, 15 августа 1998 года. Забрать его с завода уже не смогли. А обложка все-таки получилась очень красивой...

В 1998 году снова начали поиски студии.

 Решили записывать "И  корабль плывет". Кто-то посоветовал звуооператора Ника Кейва Tony Coen. Пообщавшись с ним, отказались - пафоса много, а толка - не очень. Нашли студию лучше - Toyland Recording Studio. "Студия была просто крутейшая. "Я таких раньше не видел" - рассказывает Лёва. - Очень волновался..." В туалете случайно разговорились с музыкантами, работавшими в соседней студии. Выяснилось: INXS заканчивают работу: подкладывают музыку под записанный вокал Хатченса.   Братья Фаррис, Гарри Бирз и Кирк Пенгелли зашли к русским соседям, послушали материал, кое-чего посоветовали... Спасибо за братскую помощь!

Осенью, когда диск был готов, "Би-2" решили идти уже проторенной тропинкой: сотня CD-R'ов была отправлена на все отчественные рекорд-лейблы. Откликнулся Extraphone.

В 1999году как-то весной Лёва сидел в Интернете и увидел, что в Москве скоро выступит группа "Би-2". Потом выяснилось, что концерт, якобы, отменен. Связался с хозяевами сайта, спросил: "откуда такая информация?" Ответили: "от менеджеров группы..." Потом ночью Шуре позвонила московская журналистка: "Мы вас ждем на Максидроме, когда прилетаете? В день фестиваля?"... А никто никуда не собирался. Поверить в то, что в России уже знают "Би-2" было сложно. Просто потому, что очень далеко. Тем более, что с Extraphon'ом дела не клеились. А в Москве тем временем околомузыкальные круги широко обсуждали новую группу: MTV, Наше Радио, Максимум наперегонки брали в эфир новые песни и соревновались за право именоваться "первооткрывателями". Делать было нечего. Лёва и Шура пошли покупать билеты. И вот они здесь...

С 1999 по 2000 они пробыли в Москве. Осень 1999 года прошла в поисках новых музыкантов - австралийские коллеги Левы и Шуры не смогли вырваться с Зеленого континента. После прослушивания нескольких десятков профессиональных музыкантов ребята остановили свой выбор на Вадиме Ермолове, который перешел из группы "Жуки" и Григории Габермане, который раньше самовыражался в "Квартале". Кроме того, у группы появился продюсер - Александр Пономарев, известный своей успешной работой с группой "Сплин".

Именно в таком составе "Би-2" приняли участие в фестивале "Нашествие". Его организатором выступало "Наше Радио", задавшееся целью показать московской публике самые интересные и перспективные российские группы. Что ни говори, а приятно оказаться в одной компании с группами, "Океан Эльзы", Земфирой и Zdob si Zdub!

А совсем недавно группа "Би-2" приняла участие в съемках продолжения нашумевшего фильма "Брат". В качестве звуковой дорожки к первой части Алексей Балабанов использовал песни группы "Наутилус Помпилиус". Раздумывая над саундтреком к "Брату 2", Балабанов прослушал более 50 альбомов российских музыкантов, и его выбор пал именно на "Би-2".

 Сергей Бодров-младший успел не только познакомиться, но и подружиться с "Би-2". Сам Сергей Бодров предпочитает слушать песни на русском языке. "Не хочу никого обижать, я в музыке мало понимаю (хотя мой герой постоянно ходит в наушниках), но, на мой взгляд, "Би-2" - лучшее из того, что есть в нашей популярной музыке. Поверьте, мы много групп прослушали".

Музыкантам досталась не слишком оригинальная роль - ребята играют сами себя. По сценарию, они выступают в одном из чикагских клубов, где неожиданно начинается перестрелка. Эта сцена была снята около месяца назад в Чикаго, а в конце января участники "Би-2" оказались в Петербурге, где Алексей Балабанов снимал видеоряд для клипа на песню "Полковник", который будет предварять выход картины.  

 

Автор: Алексей Семилет (e-mail: ramm777@ua.fm)

 

<<<Назад